Некоторые не верят, когда слышат об этом, но люди, потерявшие зрение, могут остаться за рулем и водить. Доказывают это в московском картинг-клубе для незрячих людей «Слепые гонки».

Основатель проекта байкер Борис Вишняков с самого раннего детства любил скорость: сначала, будучи еще пятилетним ребенком, не расставался с велосипедом, на котором делал трюки, затем были ролики, потом мотоцикл, несмотря на то, что один глаз почти не видел уже тогда. По иронии будучи на пассажирском сидении Борис попал в серьезное ДТП, после которого начал полностью терять зрение уже на оба глаза. Тогда ему было 27 лет.

«Когда я понял, что слепну, я осознал, что все равно не смогу жить без скорости. И стал думать, что делать в такой ситуации. Все началось с занятий в тандеме на квадроцикле – это когда сзади сидит помощник и дает команды. Но это оказалось небезопасно. Тогда в 2017 году мы с другом занялись картингом. Самым трудным оказалось собрать команду и убедить людей, что это не бред сумасшедшего, а реальность», – рассказал лаборатории «Сенсор-Тех» Борис Вишняков.

При этом «Слепые гонки» – это не закрытый клуб автоспорта для инвалидов по зрению, это инклюзивный спортивный проект, то есть в нем могут принимать участие как люди с инвалидностью, так и без.

Например, для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата даже есть специальные машины, а люди без инвалидности играют важную роль штурманов или же завязывают глаза для получения нового опыта вождения. Один из пилотов признавался Борису, что опыт слепых гонок однажды помог ему на реальной дороге в опасной ситуации.

Как происходит гонка? В заезде участвуют два карта – за рулем идущего впереди сидит зрячий человек (эту роль называют «штурманом» или «лидером»), за ним следует незрячий пилот. Пилот ориентируется исключительно на слух – по звуку бипера, установленного на машине лидера, а также по шуму его мотора.

Где проходят заезды? Сейчас клуб «Слепые гонки» занимается на базе сети картинг-центров «Серебряный дождь» в Сокольниках.

Кто может участвовать? Прокатиться могут не только незрячие, но и люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также люди без какой-либо инвалидности. Существует два вида участия: можно стать штурманом или пилотом.

1) Штурман, он же лидер, – зрячий человек, он обязательно проходит обучение под личным руководством основателя проекта Бориса Вишнякова. Лидер идет перед пилотом на той же скорости, поэтому уровень его мастерства должен быть выше, чтобы он не мешал пилоту, а помогал ему. Быть штурманом, ведущим за собой «слепого водителя», большая ответственность, поэтому ими становятся только прошедшие серьезную подготовку люди. Кроме этого, каждый штурман должен пройти несколько заездов на месте слепого пилота (если человек зрячий – ему завязывают глаза), чтобы понять, как чувствует себя человек в ведомом карте.

2) Пилот – это следующий за штурманом «слепой водитель». Это может быть незрячий или слабовидящий человек, человек с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также люди без инвалидности с повязкой на глазах. Пилот тоже проходит подготовку перед заездом.

Это единственный картинг для слепых в мире? В мире нет аналога «Слепым гонкам», рассказывает Борис.

«Есть опыт заездов незрячими на скорости по прямой, но это линейное движение и единичные истории – у нас же происходит настоящий заезд по гоночной трассе, пилотирование по определенной траектории. В Германии также есть разовые мероприятия, кода незрячих людей приглашают в автошколы на тренинг, но это тоже совсем другое».

На какой скорости двигаются карты? Заезды происходят на машинах прокатного класса, а не спортивного, их максимальная скорость 75 км в час. Реальная скорость во время заезда обычно составляет 30-40 км в час по сложной узкой трассе. Сам Борис проходит трассу в 460 метров за одну минуту, зрячие мастера завершают ее за 32 секунды.

Сколько стоит участие? Участие в заезде доступно за пожертвование, поскольку спонсоров у проекта сейчас нет. Обычно это 3500 рублей за 4 занятия. Есть незрячие ребята, которые занимаются бесплатно, есть волонтеры, которые помогают проекту, например, ведут социальные сети, и также занимаются бесплатно. Уточнить условия участия и предложить свою помощь всегда можно напрямую руководителю проекта Борису Вишнякову.

Чем помочь проекту? Основная задача сейчас – найти спонсоров. Для существования и развития проекту нужны средства, а в данный момент он существует на личные средства основателя. В планах: увеличение числа гонщиков и проведение любительских соревнований.

Организаторы «Слепых гонок» настоятельно просят не повторять действия участников без специальной подготовки. За время существования проекта команда собрала большой опыт и точно знает, как сделать слепой заезд безопасным.

 

Контакты проекта «Слепые гонки»:

– Группа проекта во «ВКонтакте»: https://vk.com/blindrace

– Страница основателя проекта Бориса Вишнякова во «ВКонтакте»: https://vk.com/mx512i

 

СПРАВКА О ЛАБОРАТОРИИ «СЕНСОР-ТЕХ»

АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех» была основана в 2016 году в Москве при поддержке «Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Цель проекта – разработка технологических решений для социализации людей с нарушениями слуха и зрения, в том числе слепоглухих, в России.

Тематика исследований и разработок Лаборатории охватывает широкий спектр направлений науки и техники, в том числе биоинженерию, биотехнические системы, наноэлектронику и электротехнику, информационно-коммуникационные системы, неврологию и нейрофизиологию, генетику.

Среди проектов Лаборатории «Сенсор-Тех»: офтальмологический VR-симулятор See My World, имитирующий различные нарушения зрения; приложение «Определитель купюр» для незрячих; умный помощник «Робин» и устройство для распознавания речи «Чарли». В 2017 году Лаборатория «Сенсор-Тех» участвовала в проведении первых в России операций по установке бионического импланта людям с нарушенным зрением.


АНО «Лаборатория Сенсор-Тех»
Адрес: г. Москва, Павелецкая наб., дом 2, стр. 3
E-mail: info@sensor-tech.ru
Телефон: +7 (499) 398-06-77